Мы напоминаем Вам, что авторские права на данные
статьи охраняются "Законом об авторских правах" и любое
несанкционированное их использование преследуется по закону!
Размышления инструктора по дрессировке
Для многих владельцев собак, столкнувшихся с необходимостью
воспитания питомца, становится большой проблемой поиск грамотного и
культурного инструктора по дрессировке. Не секрет, что на данный момент
в Петербурге наблюдается некоторый дефицит хороших дрессировочных
площадок, а распространение среди представителей нашей профессии
недостаточно подготовленных (скажем так) специалистов, сильно подорвало
авторитет этой услуги в целом. Немного знакомые с причиной, по которой
лучшие тренеры либо меняют специальность, либо предпочитают заниматься
лишь с профессиональными кинологами, мы хотим ознакомить читателей с
некоторыми своими рассуждениями и наблюдениями на тему взаимоотношений
инструкторов по дрессировке и их потенциальных клиентов.
Несколько лет мы являемся частными инструкторами по дрессировке
и успели изучить многие особенности этой профессии. Занимаемся мы, в
основном, общим повышением уровня послушания собаки, коррекцией и
профилактикой отклонений в поведении собаки, общей гармонизацией
отношений пары "собака владелец". По нашему мнению, эта работа одна
из наиболее неблагодарных творческо-педагогических профессий. Попробуем
аргументировать это утверждение.
Прежде всего, кто такой инструктор? По мнению большинства
владельцев собак, то есть, потенциальных клиентов, это хороший
дрессировщик, который за два-три месяца вложит в голову их непослушной
псины готовые знания о том, как следует себя вести в приличном
обществе, и передаст владельцу что-то наподобие пульта управления
поступками питомца. О том, как все это должно выглядеть, вопроса никто
не задает. Мы постоянно даемся диву, на что рассчитывают владельцы
собак, нанимая инструктора по дрессировке. У большинства владельцев
собак настолько абстрактные представления о том, как должна выглядеть отдрессированная собака, что невозможно понять их истинную цель. Как
правило, мы с большим облегчением узнаем, что собаку нужно подготовить
по каким-то определенным нормативам к сдаче испытаний, так как это
наиболее простая задача. Правда, умение собаки в обедненных условиях
дрессировочной площадки проделать ряд упражнений в определенной
последовательности совершенно не означает, что она сможет на городской
улице выполнить простейшую команду владельца, не говоря уж о случае
возникновения какой-либо экстремальной ситуации. Согласитесь, что и Вы,
изучив правила дорожного движения и поиграв в компьютерные игры, не
научитесь водить машину в центре города. Задача же, которую мы ставим
перед собой, работая с клиентом, предусматривает послушание собаки
именно на городских улицах и, что самое главное, умение владельца
грамотно управлять поведением собаки. Интересно, что обучить собаку
идеальному выполнению всех команд курса послушания гораздо проще, чем
добиться от ее владельца правильной подачи команды и своевременного
подкрепления действий собаки. К сожалению, подавляющее большинство
владельцев предпочитают игнорировать наши предостережения о том, что
без сознательных усилий с их стороны невозможно скорректировать
действия собаки. Мы, конечно же, можем забрать собаку и обучить ее все
навыкам за три-четыре занятия, но это абсолютно не отразится на
поведении собаки по отношению к владельцу. Точно так же, как на его
умение водить машину никак не повлияет посещение самого дорогого
автосервиса. Вот пример из нашей практики.
Бэри, кобель московской сторожевой, проживавший в загородном
коттедже, был отдрессирован по Курсу IPO неизвестным нам
дрессировщиком, который забирал собаку и занимался с нею отдельно от
хозяина. Поводом для последующего обращения к нам стало то, собака не
выполняла команды хозяина и была неуправляема при встречах на прогулках
с другими собаками. Когда мы проверили, что умеет пес, он с успехом
продемонстрировал нам все нормативы IPO прошел рядом по прямой, лег
без команды "на выдержку" и т. д. То есть, Бэри, очевидно, был
механически "натаскан" на определенную программу действий.
Демонстрировал знание всех нормативов пес на удивление хорошо, но это
ни в малейшей степени не влияло на его послушание в повседневной жизни.
К сожалению, его хозяин упорно не понимал, в чем корень его проблем с
собакой и не имел времени на ежедневные занятия, по причине чего мы
отказались от работы с его собакой. К сожалению, таких примеров
великое множество.
Многие владельцы, на словах внимающие нашим заверениям о том,
что все в их собственных руках, продолжают ждать от нас чуда, не
желая работать над собой. Как объяснить, что налаживание контакта с
собакой, дрессировка прежде всего работа по перестройке своих
привычек, и даже, если говорить серьезно, мировоззрения в целом. Может
быть, Вам покажется это спорным, но у нас уже давно не вызывает
сомнений факт, что при пересмотре собственного отношения к собаке, она,
безо всяких дополнительных упражнений, нередко меняет свое поведение.
Что может инструктор? Подсказать, в каком направлении Вам
следует двигаться в попытках наладить гармоничные взаимоотношения с
собакой. Назначить курс упражнений, которые разовьют у Вас и Вашей
собаки недостающие качества. Помочь освоить начальный этап освоения
курса. Почему только начальный? Потому, что процесс освоения новых
навыков и шлифовки выполнения уже хорошо известных упражнений в идеале
должен быть бесконечным. Старая истина о том, что, если Вы
останавливаетесь на достигнутом, Вы начинаете скатываться вниз,
применима и в дрессировке собак. Отдрессированной собаке для
того, чтобы просто удержаться на одном уровне послушания и
управляемости, необходимо не только повторять пройденное, но и
постоянно совершенствоваться, развиваться. Скука от повторения давно
надоевших команд способна свести на нет все усилия по обучению собаки.
Сейчас мы выскажем крамольную, по мнению большинства
дрессировщиков, мысль: абсолютно все равно, какие команды будет знать и
выполнять собака! Главное общий уровень ее развития и желание
сотрудничать. Например, на своих занятиях мы любим предлагать
владельцам обучить собаку определенному набору цирковых трюков. Дело в
том, что некоторые упражнения, относящиеся к разряду "фокусов"
прекрасно вырабатывают у собаки те качества, которые необходимы для
облегчения дальнейшего прохождения курса послушания. Для иллюстрации
того, как иногда в жизни может пригодиться знание собакой
"нетрадиционных" команд, расскажем тут курьезный случай, который
произошел десять лет назад с нашей, тогда еще молоденькой овчаркой
Дельтой. Дельта, в молодости собака довольно строптивая и независимая,
как-то раз была взята хозяйкой в дальний магазин. Доверия она не
оправдала слишком интересным оказался незнакомый двор. Опрометчиво
отпущенная с поводка, она внезапно оглохла и по этой причине начала
игнорировать призывы хозяйки. Но в то время она с большим увлечением
обучалась цирковым фокусам, и любимую команду "Зайка!" все-таки
расслышала и с готовностью уселась "столбиком", за что, естественно,
была щедро вознаграждена.
К чему мы здесь привели этот эпизод? К тому, чтобы перейти к
рассуждениям на тему целесообразности занятий по каким-то строго
установленным нормативам.
Любые навыки, которые освоила собака, повышают ее уровень
интеллекта и улучшают контакт с хозяином. Вопреки распространенному
мнению обывателей, дрессировка в ее истинном виде вовсе не является
мучением для собаки. Разумеется, если при обучении соблюдены
определенные принципы и хозяин собаки изначально настроен на то, что
должен добиться послушания от собаки собственными усилиями.
Когда мы в своей работе столкнулись с тем, что занятия по
программе общепринятых нормативов почти бесполезны для владельцев
обычных городских собак, хозяева которых не озабочены выставочной и
спортивной карьерой питомцев (а таких, согласитесь, большинство), мы
стали гораздо свободнее относиться к программе занятий. Скажем, мы
почти не встречались с ситуациями, в которых пригодилось бы умение
собаки "высылаться" вперед на двадцать метров, а вот укладка собаки,
находящейся в свободном состоянии (этот навык не входит в программу
курсов IPO и ОКД), в жизни может пригодиться на каждой прогулке. В
принципе, городской собаке необходимо "железное" знание лишь команд "Ко
мне!", "Лежать!", "Сидеть-место!" и "Рядом". Другое дело, что для
развития управляемости необходимо развитие внимания собаки к хозяину,
общее созревание ее психики и физиологии, для чего необходимо
расширение программы обучения. Под развитием психики и физиологии мы
подразумеваем повышение способности психики собаки к переключению с
возбуждения на торможение, умения собаки произвольно управлять своим
поведением. Поясним, что мы имеем в виду под этим утверждением.
Допустим, Ваша молодая собака мчится по полю за вороной.
Ворона, решив проучить глупую собаку, летит через проезжую часть.
Собака, уже знакомая с правилами поведения на дороге, и рада бы
затормозить, но она не научена управлению своими нервными процессами и
по инерции мчится прямо под колеса. Умение же управлять собой и
воспринимать "на лету" команды хозяина не приходит к собаке само. Любой
навык нуждается в автоматизации, тренировке. Дело в том, что на
поведение любого субъекта влияют не умения, а привычки. Если у собаки
нет привычки ориентироваться в своих поступках на ваши указания,
следить за вашими сигналами, действиями и перемещениями, Вы не можете
похвастаться тем, что ваша собака отдрессирована.
В своей работе мы постоянно сталкиваемся с тем, что владельцы
не понимают разницы между обучением и дрессировкой. Когда мы
перечисляем навыки, которые собака должна приобрести в процессе
занятий, многие владельцы сообщают, что "все это собачка уже знает".
Знает, но почему-то на прогулках все равно не слушается! На деле
выясняется, что собака умеет "за кусочек" приседать на секунду по сорок
пятой просьбе, ложиться на сухой асфальт, если владелец согнется вдвое
и опустит руку с лакомством к земле, и т.д. (Причем, нередко эти
замечательные умения приобретены после полугода занятий на
дрессировочной площадке!) Почему же так происходит? Во-первых, из-за
непонимания разницы между обучением собаки (то есть, объяснением ей,
какое положение нужно принимать по такой-то команде) и собственно
дрессировкой (то есть, автоматизацией навыка и "железным" выполнением
команды в любых условиях). Во-вторых, из-за непонимания цели, к которой
должны стремиться владелец и собака в процессе занятий. К сожалению,
большинство владельцев приступают к занятиям с собакой потому, что "так
положено", для "галочки" или "корочки". То есть, считают свою миссию
выполненной, если формально "поприсутствуют" на положенном количестве
занятий и с чистой совестью получат диплом. Владельцы этой категории,
как правило, убеждены в своей неспособности добиться от своей собаки
послушания, не стремятся наладить контакт с воспитанником и
предпочитают объяснять свои неудачи плохой работой инструктора.
Конечно, отчасти они правы, так как хороший инструктор должен объяснить
задачу, поставить цель в самом начале курса занятий. От педагогического
таланта инструктора и его умения общаться с клиентом во многом зависит
совместное будущее собаки и ее хозяина. Понимание своей ответственности
за дальнейшее существование маленького тандема придает работе
инструктора интерес, но и накладывает определенные обязательства. Тем
тяжелее осознавать, что, как врач не может вылечить тех больных,
которые не стремятся к выздоровлению, так и инструктор по дрессировке,
при всем желании, не может наладить отношения между собакой и
владельцем, если встречает со стороны владельца лишь формальную
озабоченность проблемой. В связи с этим утверждением, вспомним давнюю
историю. Несколько лет назад мы занимались с владельцами питбуля по
кличке Урфин. Как нам стало ясно с первого же занятия, хозяева видели в
собаке не любящее их существо, а дополнение к собственному имиджу. Они
считали пустой тратой времени разговоры и занятия с собакой, отдали
Урфина на обучение в известный дрессировочный центр (занятия
проводились в отсутствие хозяев). Когда прохождение курса послушания
никак не отразилось на уровне послушания собаки в повседневной жизни
(пес убегал на прогулках, побаивался хозяев, мочился от страха при
выполнении некоторых команд), владельцы Урфина обратились за помощью к
нам. Мы приступили к занятиям, горя желанием помочь собаке, которая, в
силу своего благородного характера, любила владельцев (в особенности,
годовалую дочку). К сожалению, нам не удалось убедить владельцев Урфина
в том, что для изменения поведения собаки им необходимо самим
пересмотреть свое отношение к ней. Наши увещевания остались без
внимания, хозяева Урфина не пожелали учиться его хвалить и гордиться
его успехами (они считали это несолидным). В результате пес великолепно
выполнял все наши команды, но полностью игнорировал приказы владельцев.
Естественно, мы прекратили занятия, недовольные друг другом.
К сожалению, таких ситуаций в нашей практике немало. К
настоящему моменту, правда, мы научились прогнозировать развитие
событий и сразу отсеивать подобных владельцев. Хозяев, которые
действительно хотят чему-то научиться и научить собаку, легко отличить
от желающих заполучить диплом по дрессировке, допуск в разведение или
повод обвинить в нерадивости специалиста по дрессировке. Они задают
множество вопросов, делятся на первой же встрече своими наблюдениями за
питомцем, рассказывают о его проделках. Владельцы, изначально
настроенные на то, что их проблемы с собакой решатся исключительно от
факта оплаты услуг инструктора, всегда предпочитают сразу "переходить
от слов к делу" и нередко бывают очень обескуражены тем, что заниматься
с собакой им придется самим. Таким владельцам, к сожалению, помочь
очень сложно. Они почти всегда игнорируют рекомендации по проведению
самостоятельных занятий и, даже пройдя курс обучения, не заботятся о
дальнейшем "поддержании формы" обученной собаки, чем сводят к нулю все
усилия инструктора. Мы в своей работе ориентируемся, прежде всего, на
владельцев первой группы, следуя принципу: "Нельзя научить, можно научиться".
К сожалению, мы, на данный момент, еще не научились убеждать людей, не
желающих уделять время общению с воспитанником, что помочь им не в
силах ни один специалист.
Но даже самые увлекающиеся из клиентов, естественно, не могут
посвятить всю жизнь обучению собаки. Большинство из них серьезные
деловые люди, не готовые уделить занятиям с собакой время и силы,
необходимые для прочного усвоения материала. Естественно, мы понимаем
все проблемы клиентов, но ничем не можем их утешить. Развивается только то, что тренируется.
Даже самый лучший дрессировщик не сможет обучить Вашу собаку так, что
она будет идеально слушаться Вас, если Вы не научились ею управлять и
не принимали участия в тренировках. Понимание данного факта и отвращает
от работы с непрофессиональными владельцами собак (то есть, содержащими
собаку просто "для души") лучших специалистов по дрессировке. Поистине,
хороший инструктор обязан прежде всего быть педагогом и иметь терпение
сотни раз заново задавать хозяевам собак одни и те же вопросы. Вот они:
- Сами посудите, разве Ваш мышечный тонус изменится оттого,
что Вы оплатите абонемент в самом дорогом спортзале и не станете его
посещать?
- А надолго ли в вашей памяти сохранятся слова и выражения некогда
выученного вами иностранного языка, на котором Вам не довелось
общаться?
Мы полагаем, Вы поняли, к чему мы задали эти вопросы. Итак,
приняв решение о прохождении со своей собакой курса обучения,
приготовьтесь спрашивать, прежде всего, с себя. Послушание Вашей собаки
в Ваших руках!
О. и Д. Тарасовы,
ведущие специалисты по дрессировке Ассоциации "Компаньон"
Публикация в интернете и в печатных изданиях только
с разрешения авторов!