Распространенные заблуждения
В этом разделе хотелось бы рассмотреть убеждения по поводу
воспитания и дрессировки собак, которые являются ошибочными или не
совсем верными, но, несмотря на это, очень широко распространены.
1. Обучать следует только породистых собак
2. Обучать следует только крупных собак
3. Проблемы, связанные с содержанием собак, неизбежны
4. Невоспитанных собак следует усыплять или отдавать
5. Обращаться к кинологу следует не раньше, чем собаке исполнится девять (или ещё сколько-нибудь) месяцев
6. Не все собаки могут быть воспитанными
7. Обучением собаки целесообразно заниматься только до определённого возраста
8. Обучение послушанию отрицательно сказывается на защитной службе
9. Обучение защитной службе отрицательно сказывается на послушании или несовместимо с ним
11. При жестком воспитании собака становится агрессивной
12. Собака, обученная при помощи лакомства, никогда не будет работать без него
13. Ни в коем случае нельзя бить собак
14. Воспитать собаку без грубого физического воздействия невозможно
15. Делая собаку абсолютно послушной, мы разрушаем доверительные отношения с ней
16. Нужно максимально ограничивать общение собак с детьми, чтобы обезопасить последних
17. Для безопасности окружающих собака должна всегда быть на поводке и в наморднике
18. С собакой не следует разговаривать. Общаться с собакой следует только посредством команд
19. Подача команд унижает собаку, равно как и послушание. С собакой нужно только разговаривать
20. Собака не может понимать смысла слов. Она понимает только интонацию и команды, которым её обучали
21. Самые опасные собаки бойцовые
22. Собаки лучше людей
23. Дрессировка собаки дело сложное и хлопотное
24. Любая дрессировка собак должна происходить на специальных площадках
1. Обучать следует только породистых собак
Долгое время в нашей стране понятие дрессировки ассоциировалось
исключительно со служебными собаками. Вероятно, в этом корни этого
ошибочного убеждения.
Для нас это убеждение представляется совершенно нелепым,
особенно в связи со спецификой нашей работы воспитанием
собак-компаньонов. Как Вы думаете вашим соседям легче от сознания
того, что им не даёт спать беспородная собака, а не породистая? Может,
кому-то приятнее получить покус или другую травму от метиса? Может
быть, Вас утешит то, что Вы опоздали на работу, стараясь отловить
убежавшего от Вас "дворянина"?
Воспитание необходимо и доступно абсолютно всем собакам,
независимо от породы. Главным определяющим фактором здесь является
культурный уровень владельца. Если Вы допускаете, чтобы Ваша собака
была невоспитанной и согласны быть источником неприятностей это
единственная причина отказаться от воспитания своей собаки.
Другое дело, что от метисов сдачи обязательных нормативов не
требует клуб, и если владелец не проявляет особого интереса к
дрессировке, можно ограничиться минимальным воспитательным курсом.
2. Обучать следует только крупных собак
Иногда считают, что мелкие собаки доставляют намного меньше
неудобств, чем крупные, их легче ограничить физически, поэтому не имеет
смысла их воспитывать. На самом же деле это убеждение очередное
прикрытие лени и халатности нерадивых владельцев. Под колёсами
автотранспорта гибнет примерно одинаковое количество собак мелких и
крупных, породистых и беспородных, молодых и старых. А что касается
неудобств шума и разрушений от маленьких собак не меньше, чем от
больших. Кроме того, вспоминается фрагмент из книги одного известного
западного дрессировщика. Там в статье, посвященной воспитанию
доминантных собак, помещены две фотографии: крупная собака и маленькая.
И к ним комментарий: "Если собака на фото сверху сможет отправить в
больницу Вас, то собака на фото снизу может нанести серьёзные увечья
вашему ребёнку..." Между прочим, по статистике пальма первенства по
количеству покусов принадлежит породе коккер-спаниель (точнее, её самым
невоспитанным представителям), а на лидерство в доме чаще всего
претендуют собаки декоративных пород. Так что снова выбор за вами...
3. Проблемы, связанные с содержанием собак, неизбежны
"Неизбежность" извечное прикрытие людей нерадивых. В то время как
одни развиваются, стремясь сделать свою жизнь комфортнее и открыть для
себя новые горизонты, другие топчутся на месте, вздыхая и разводя
руками. К какой категории людей Вы хотите принадлежать?
Чем раньше Вы обратитесь к литературе или к специалисту, тем
меньше проблем у Вас будет! Помните, что при нормальном воспитании
собака должна приносить только радость, а не создавать неудобства!
Обратите внимание: при нормальном, а не каком-либо особенном!
4. Невоспитанных собак следует усыплять или отдавать
Об этом убеждении страшно даже писать. Ещё страшнее вспоминать о
том, насколько широко оно распространено. А зачем менять свои привычки,
разбираться в причинах проблем, когда можно просто убить доверившееся
Вам животное или в лучшем случае "спихнуть" кому-то другому, не особо
беспокоясь о том, какие проблемы предстоят этому человеку?! Однако
давно известно, что от своих проблем невозможно далеко убежать, не
решив их...
5. Обращаться к кинологу следует не раньше, чем собаке исполнится девять (или ещё сколько-нибудь) месяцев
Смотря с какой целью обращаться. Если у Вас с собакой нормальные
взаимоотношения, всё в порядке с послушанием и Вы собираетесь изучать
какую-либо специфическую службу, то это утверждение абсолютно
справедливо. Оно также справедливо, если речь идёт о кинологах, которые
не владеют методиками работы со щенками.
Если же говорить о воспитательной дрессировке, то есть о
программах воспитания, направленных на установление гармоничных
взаимоотношений с собакой, на профилактику поведенческих проблем, на
укрепление психики щенка, на развитие полезных в повседневной жизни
качеств, то чем раньше Вы обратитесь к квалифицированному специалисту,
тем лучше. В таком случае Вам не придётся испытать на себе многие
проблемы.
6. Не все собаки могут быть воспитанными
Действительно, не все собаки могут одинаково хорошо отыскивать и
задерживать преступников, не все собаки могут побеждать в соревнованиях
по спортивной дрессировке. Но мы продолжаем настаивать на том, что
воспитание необходимо и доступно абсолютно каждой собаке, подобно тому,
как без среднего образования не обходится ни один современный человек.
Другое дело, что к различным собакам нужен различный подход.
Способы и методики, эффективные и пригодные в одном случае, могут
совершенно не помочь и даже навредить в другом. Именно поэтому мы
рекомендуем заниматься воспитанием собаки под руководством опытного
специалиста.
Если Ваши усилия по воспитанию не достигают результата, это
означает не то, что ваша собака не способна к обучению, а то, что Вы
что-то делаете неправильно.
7. Обучением собаки целесообразно заниматься только до определённого возраста
Ещё один факт по поводу "воспитуемости" и "невоспитуемости" собак
определённых пород и возрастов. Условные рефлексы вырабатываются у всех
животных, имеющих нервную систему, начиная с гидры.
Обучают тараканов, аквариумных рыбок и цыплят. Неужели Вы думаете, что собаки каких-либо категорий являются исключением?!
Безусловно, основное развитие нервной системы собаки происходит
до полового созревания. В этот период происходит самое активное
накопление информации об окружающем мире, и дальнейшее поведение собаки
строится в основном на базе этого опыта. Именно поэтому период с двух
до девяти месяцев является самым благоприятным для воспитания собак (но
не для служебной и спортивной дрессировки!). Однако это отнюдь не
означает, что в более позднем возрасте заниматься воспитанием
бессмысленно. Известная истина "Лучше поздно, чем никогда" применима и
в данном случае. В нашей практике нам нередко приходилось работать с
собаками старше четырех лет (даже с девяти десятилетними), которые
показывали прекрасные результаты в работе. Кроме того, если Вы будете
активно заниматься с пожилой собакой, это позволит ей чувствовать себя
полезной Вам и дольше не стареть.
8. Обучение послушанию отрицательно сказывается на защитной службе
Как и многие из перечисленных убеждений, это справедливо лишь
наполовину. Здесь всё зависит от способа обучения и от того, что
понимать под послушанием. Если рассматривать послушание как грубое
подавление в собаке любой инициативы и в качестве основного метода
обучения использовать запугивание, вряд ли можно воспитать хорошего
защитника. Такой способ воспитания вообще примитивен и не эффективен,
поскольку велика вероятность того, что собака рано или поздно найдёт
способ избежать наказания и не подчиниться.
В современных и более эффективных методиках основой послушания
собаки служат крепкие и доверительные взаимоотношения владельца с
собакой, взаимный интерес и положительная мотивация. Такое послушание
является основой стабильной и надёжной работы собаки-защитника,
поскольку формирует у собаки необходимые для такой работы качества.
Мы не раз сравнивали послушание со средним образованием у
людей. Это базовый набор навыков, необходимый в повседневной жизни, а
так же для дальнейшего обучения. Кроме того, проходя с собакой Курс
Послушания, владелец собаки изучает основы дрессировки, технику
управления животным и т.д. Без всего этого невозможно полноценное
освоение любой специальной службы, в том числе защитной. Поэтому, если
какой-либо инструктор предлагает Вам проходить защитную службу, не
изучая послушания, отнеситесь к такому обучению как к ВУЗу, в который
принимают без среднего образования.
9. Обучение защитной службе отрицательно сказывается на послушании или несовместимо с ним
Точно так же, как и в прошлом вопросе, здесь всё зависит от методик.
Любые изучаемые собакой службы должны помогать друг другу, а не мешать.
Если это не так, стоит задуматься о том, правильно ли Вы обучаете
собаку.
10. Собака может слушаться только одного члена семьи
Многие собаки изначально отдают предпочтение одному члену семьи,
считая его "лидером" или "вожаком стаи". Однако когда с собакой
начинают заниматься послушанием, этот приоритет смещается в пользу
того, кто больше и правильнее занимается с собакой. Поэтому идеально,
если в воспитании собаки принимают участие все члены семьи, причём те,
кого собака изначально слушалась хуже (дети, пожилые люди, женщины),
принимают в занятиях более активное участие. Давно замечено, что
мужчины и женщины, дети и взрослые используют в воспитании одной и той
же собаки разный подход. Мужчины чаще используют в качестве стимула
свой авторитет и строгость, а женщины и добиваются больших успехов в
дрессировке, заинтересовывая и увлекая собаку работой. Самый идеальный
результат получается при гармоничном сочетании этих способов, поэтому
занятия дрессировкой, в которых принимает участие вся семья,
чрезвычайно полезны.
11. При жестком воспитании собака становится агрессивной
Возможно, такое мнение формируется из-за того, что люди путают
причину со следствием. Изначально агрессивные собаки требуют жесткого
обращения, и иногда складывается впечатление, что именно это жесткое
обращение и делает собак агрессивными. Это неверно. Именно при жестком
(не жестоком!) воспитании собака становится более спокойной, уверенной
и покладистой, поскольку она как бы перекладывает ответственность за
всё происходящее вокруг на более сильного "члена стаи", "лидера" -
своего хозяина.
Агрессивные собаки (если только агрессия не воспитывалась
целенаправленно в процессе дрессировки) всегда бывают у людей,
неуверенных в себе и неорганизованных. Эти качества человека собаки
всегда распознают и принимают за слабость, а потому стремятся взять
инициативу за происходящее на себя.
Жестокое обращение с собакам (когда грубые воздействия на
собаку являются следствиями нарушений психики владельца и происходят
спонтанно, непредсказуемо для собаки), способствует разрушению
психического здоровья у собаки. Это разрушение может проявляться и в
спонтанной трусости, и в спонтанной (но неэффективной) агрессии.
Подробнее об этом читайте в
наших статьях (Жесткое воспитание - прихоть или необходимость?,
Гуманность и собаководство,
Антик-Крокодил).
12. Собака, обученная при помощи лакомства, никогда не будет работать без него
Это ошибочно. Ежегодно только у нас десятки собак обучаются с
использованием лакомства и прекрасно потом работают без него. Неверно
называть применение лакомства "подкупом" животного. При обучении мы в
любом случае используем какую-либо мотивацию, поскольку любое поведение
формируется потребностью, и называть мотивацию "подкупом" не совсем
корректно, тем более что поведения без мотивации (а значит, и без
"подкупа"?!) в природе в принципе не бывает.
Здесь тоже ошибка состоит не в самом по себе использовании
пищевой мотивации или безусловного положительного подкрепления в виде
лакомства, а в наличии ошибок при его использовании.
Подробнее об этом читайте в нашей статье
Применение лакомства в дрессировке собак.
13. Ни в коем случае нельзя бить собак
Категоричные утверждения, как правило, по сути своей несостоятельны.
Не следует делать битьё самоцелью. На битье нельзя сформировать
полноценные взаимоотношения с собакой и хорошее послушание. Лучше всего
обходиться без грубости в любых отношениях. Но в некоторых случаях
лучше один раз задать собаке трёпку (которую она воспримет как
должное), чем потом усыплять собаку или, не дай Бог, везти в травмпункт
своего ребёнка.
Лучше всего воспитывать собаку грамотно и вовремя, чтобы
просто исключить те ситуации, когда придётся применять грубую силу. Но
если до этого дошло, то лучше наказать, чем убивать или мириться с
недопустимым поведением собаки.
Подробнее об этом читайте в
наших статьях (Жесткое воспитание - прихоть или необходимость?,
Гуманность и собаководство).
14. Воспитать собаку без грубого физического воздействия невозможно
Очень даже возможно, хотя иногда сложно. В любом случае не следует таким воздействием злоупотреблять.
15. Делая собаку абсолютно послушной, мы разрушаем доверительные отношения с ней
Мы уже неоднократно говорили о том, что всё зависит от способа, с
помощью которого мы собираемся делать собаку послушной. Если способ
выбран верный, то только делая собаку послушной, мы создаём
доверительные отношения с ней, и только создавая доверительные
отношения, мы делаем собаку послушной.
Современные методики, которые мы пропагандируем и активно используем, предоставляют нам такую возможность.
16. Нужно максимально ограничивать общение собак с детьми, чтобы обезопасить последних
Нужно воспитывать и детей и собак так, чтобы они не боялись друг
друга, а любили! И тогда и дети, и собаки извлекут из этого общения
огромную пользу! Любые собаки (свои, чужие, большие, маленькие...)
могут быть безопасными и полезными для детей, если не забывать о
правилах общения с собаками и гигиены и учить детей этим правилам. Вряд
ли Вы сделаете добро своему ребёнку, если будете запрещать ему общаться
с животными. И вряд ли полная изоляция может поспособствовать
гармоничному развитию.
Другое дело, что всё надо делать с умом. Не разрешайте детям
издеваться над животными, причинять им ненужную боль. Жестко пресекайте
любые проявления агрессии в отношении детей со стороны собаки. И,
конечно, особенно осторожны будьте со щенными суками! Практически все
известные случаи покусов детей собаками произошли именно в таких
ситуациях. Ни в коем случае не оставляйте детей без присмотра наедине
со щенными суками и не разрешайте детям баловаться со щенками!
17. Для безопасности окружающих собака должна всегда быть на поводке и в наморднике
Это ошибочное утверждение, к сожалению, возведено в Закон.
Называется он "Об упорядочении содержания собак на территории Санкт-Петербурга..." Чиновников можно понять им главное создать
видимость решения проблемы, формально "умыть руки", тем более, что у
города ещё множество проблем куда более актуальных. В то время как
любому здравомыслящему человеку ясно, что это не панацея. Лично мне
практически всё равно, покусан будет мой ребёнок, побит металлическим
намордником или просто напуган. Я не хочу возникновения такой ситуации
в принципе. Мне спокойнее, когда я вижу собаку воспитанную и
адекватную, а не просто экипированную по всем правилам и волочащую за
собой на поводке законопослушного, но, увы, беспомощного владельца.
Кроме того, как специалист я понимаю, к чему приведёт постоянное
содержание собаки на поводке и в наморднике. Можете попробовать хотя бы
две недели подряд досконально выполнять этот закон, а после этого
посмотреть, в какого монстра превратится ваш добродушный когда-то пёс.
Самое страшное, что он всё-таки найдёт способ вырваться на свободу, и
тогда у горе-журналистов появиться долгожданный "жареный" факт... А что
касается "площадок для выгула", то прежде, чем писать о них в законе,
нужно было их действительно устроить, причём желательно не по одной на
район.
Почему бы аналогичным образом не решить проблему преступности,
предписав всем гражданам ходить по улице только в наручниках?! А как
сократилось бы количество ДТП, если бы на весь автотранспорт поставить
блокираторы колёс или ещё лучше поставить все автомобили на штрафстоянку!...
Мы ни в коей мере не призываем Вас нарушать Закон! Наоборот,
вся наша деятельность направлена на то, чтобы люди могли нести
реальную, а не мнимую ответственность за поведение своих собак. Но как
граждане демократического государства, мы оставляем за собой право
критиковать некомпетентные законы, и надеемся, что городские власти
будут достаточно разумны, чтобы нашу критику учесть. Если даже не
учитывать нашу критику, то можно учесть хотя бы опыт европейских
государств, где собак, абсолютно адекватных и безопасных, можно видеть
во всех общественных местах, вплоть до ресторанов и супермаркетов.
Мы считаем, что для безопасности окружающих собака должна быть воспитана и прилагаем все усилия для того, чтобы воспитанная собака на улицах нашего города стала нормой, а не исключением из правил.
18. С собакой не следует разговаривать. Общаться с собакой следует только посредством команд
Возможно, если Вы пограничник или милиционер, а с собакой Вас
связывают исключительно деловые отношения, то это в какой-то степени
правильно. Но для собаки-компаньона этого недостаточно. Да и для Вас,
скорее всего, тоже. Лишние слова мешают лишь на начальной стадии
обучения, они мешают усвоению команды и затягивают процесс обучения
собаки. В остальное время разговоры с собакой только полезны.
19. Подача команд унижает собаку, равно как и послушание. С собакой нужно только разговаривать
Надеюсь, Вы не будете спорить с тем, что умение, например, водить
машину или играть на фортепиано основано на рефлексах? Вы видите
препятствие и давите на тормоз, Вы видите кружочек на второй линейке
снизу и нажимаете "соль", не задумываясь над тем, что Вы делаете, не
так ли? Скажите, Вас это сильно унижает? Может быть, Вы видите в этом
какое-то ущемление своих интересов? Скорее всего, это расширяет ваши
возможности и освобождает ваш ум для более серьёзных мыслей. Точно так
же и собаку никак не унижает умение выполнять какие-либо действия по
командам, а в определённой ситуации умение быстро и чётко слушаться
может спасти ей жизнь.
Ограничивает и собаку, и Вас, доведение любой идеи до абсурда.
Положение о том, что собаку надо приучить к чёткому послушанию, ни в
коей мере не подразумевает, что собаку не нужно больше никак развивать.
20. Собака не может понимать смысла слов. Она понимает только интонацию и команды, которым её обучали
Во взаимоотношениях собаки и человека собака, как правило, наблюдает
за человеком гораздо больше, чем он за ней. Собака очень внимательна и
способна усваивать достаточно тонкие закономерности. Поэтому часто в
возрасте около двух лет домашняя собака, с которой много общались,
усваивает множество слов из бытового лексикона, причём не только тех, к
которым её приучали специально. Наблюдая за причинно-следственными
связями многих ситуаций, собака усваивает и другие закономерности,
например, то, что доставание из шкафа старого рюкзака сулит весёлую
прогулку в лес, а закупки продуктов и уборка в доме приход гостей.
Здесь очень многое зависит от индивидуальных качеств собаки и
от того, как её развивают. Многие собаки, например, очень скрытны,
часто они чувствуют ситуацию очень тонко и понимают множество слов и
фраз из человеческой речи, но редко это проявляют. Другие же наоборот,
настолько активны, что производят впечатление глупых и суетливых, хотя
на самом деле таковыми не являются.
21. Самые опасные собаки бойцовые
Самые опасные собаки невоспитанные. Воспитанные бойцовые собаки не
опаснее остальных. Равно как и невоспитанные бойцовые собаки не опаснее
невоспитанных, например, служебных.
22. Собаки лучше людей
Любителям таких формул хочется предложить поразмыслить над вопросом:
"Одуванчик хуже носорога, или лучше его?" Слава Богу, в природе нет
оценок и каждый занимает своё уникальное место. Оценки придумали люди,
чтобы как-то занять свой блуждающий ум. Собаки не хуже и не лучше
людей, они другие, такие, какие есть. Давайте изучать, наблюдать,
чувствовать, а не вешать ярлыки!
23. Дрессировка собаки дело сложное и хлопотное
Если ваша собака не воспитана, то вся ваша жизнь с ней превращается
в дело сложное и хлопотное. А что касается дрессировки, то тут многое
зависит и от вашего субъективного отношения к ней, и, конечно, от
инструктора. Мы стараемся работать так, чтобы дрессировка была делом
интересным и занимательным для всей семьи и чтобы при минимальных
усилиях достигался адекватный запросам и стабильный результат.
Если дрессировка кажется Вам делом нудным и бессмысленным,
скорее всего, Вы неправильно выбрали инструктора или программу
дрессировки. Например, занялись спортивной или служебной дрессировкой в
то время как Вам необходимо домашнее воспитание.
24. Любая дрессировка собак должна происходить на специальных площадках
На специальных дрессировочных площадках должна происходить та
дрессировка, которая требует специального оборудования, например,
снарядов, препятствий, блок-постов, укрытий и т.д.
Пользовательская дрессировка, послушание, бытовое воспитание
должно происходить там, где оно и будет применяться, то есть в обычной
бытовой обстановке дома, на выгуле и т.д. Наличие площадки в этом
случае даже противопоказано, поскольку велика вероятность того, что
обстановка площадки включится в рефлекс и отработанные на площадке
навыки не будут работать в других местах.
Кроме того, воспитательная дрессировка щенков часто начинается
в таком возрасте, когда ещё не сделаны все прививки, и щенку ещё нельзя
выходить на улицу. Поэтому занятия и беседы с владельцем о воспитании
собаки происходят в домашней обстановке.